Первым моим фотоаппаратом (как и у многих, рожденных в СССР) была Смена 8М. Было это классе в 7-м, полагаю. Я помню как дребезжаще вжикал её центральный затвор на длинных выдержках. Экспозиция - наобум, фокусировка - по шкале, определение дистанции - на глаз. И зачастую целиком запоротые плёнки.
Тогда же началось освоение всех химпроцессов и технологий фотопечати. Мучения с заправкой в кромешной тьме на ощупь новых плёнок в кассеты (потом старался покупать уже заправленные). Чёрный эбонитовый бачок, опять на ощупь в кладовке заправка в него теперь уже отснятой плёнки. Проявитель, закрепитель, долгая промывка под краном, сушка. Вновь кладовка и красный фонарь. Фотоувеличитель, свемовская бумага и ванночки с растворами. Попытки догадаться по негативу о содержимом кадра и чудо появления на белом листе узнаваемой картинки. Досада на пыль, царапины и пятна от жесткой воды и недопромытого фиксажа на плёнке.
Ближе к окончанию школы родители подарили Зенит 11. По сравнению со Сменой это был просто космос. Встроенный экспонометр, визуальный контроль фокуса, светлый объектив. Понимания фотомагии к тому времени чуть прибавилось, а энтузиазма для возни с бочками и реактивами наоборот изрядно убыло.
Окончательно заброшен фотоувеличитель оказался с наступлением эпохи повсеместно доступных фотолабов и качественной цветной плёнки. Типичная заявка в фотолабе 90-х звучала как "проявить и напечатать все хорошие 10 на 15, на глянцевой". Мыльница Canon Prima AF-9s с автофокусом и автоматическим определением параметров плёнки стала источником фотографий в первых альбомах собственной семьи. На этом утилитарно-документальном уровне моя фотоистория залипла на изрядное количество лет.
Лавиной накатывалась эпоха персональных компьютеров и я был поглащён освоением нескончаемого вороха новых технологий, которые стали в итоге моей профессией. Первыми предвестниками фотореинкарнации были цветные принтеры и сканеры. И на рубеже веков (т.е. по сути совсем недавно!) ко мне в руки впервые попала цифровая камера. Это был убогий в плане характеристик даже по тогдашним меркам HewlettPackard PhotoSmart 318. Размером с пленочную "мыльницу" он делал при хорошем освещении вполне терпимые фотографии. Самое главное - ты сразу мог оценить результат съёмки и получал фото в электронном формате! Это было круто.
И прогресс цифрового фото понёсся галопом. На работе появился Canon PowerShot A520 со встроенным зум-объективом и сменными картами памяти.
Это уже был на несколько порядков более совершенный инструмент. Пожалуй, начиная именно с него ко мне вернулось желание снимать. Первый собственный цифровой фотоаппарат - Pentax Optio 33LF - замечательный, но флегматичный компакт с поворотным экранчиком.
А за ним - скорострельный 4-х мегапиксельный суперзум Minolta Dimage Z2.
Они до сих пор со мной, хоть как и Зенит, "сняты с боевого дежурства". Все эти камеры имели принципиальные ограничения в применимости, обусловленные маленьким размером матриц. Они дико шумели как только света становилось маловато и превращали кадр в удручающую серобуромалиновую кашу. Но это технологическое несовершенство не так удручало, как проклятие избыточного ГРИП, приводящее к невозможности никакими силами оторвать объект съёмки от фона (за исключением съёмки цветочков в макро-режиме). Поэтому следующей камерой стала SONY R1 с большой APS-C матрицей, прекрасной эргономикой и необычной для меня компоновкой конструкции (что-то вроде среднеформатного пленочного Pentax 645).
Проклятие избыточного ГРИП отступило. Была б она ещё полегче и, самое главное, не запаздывала бы с реакцией на нажатие спуска... На Сони я впервые начал применять фильтры (полярик) и впервые обратился к вторичному рынку фототехники, успешно её в итоге продав. К этому времени на работе уже стала доступна зеркалка. И это был без преувеличения прорыв в возможностях и качестве. Canon EOS 350D как и Сони имел полуторакропнутую матрицу, но в добавок позволял менять объективы.
Первым в этом плане опытом стал суперзум Sigma с диапазоном на все случаи жизни. Не помню уже точно цифры (от него позже удалось избавиться), но что-то подслеповатое, типа 18-200 / 3.5–5.6. Качество обескураживало. Мыло и белёсая муть. С тех пор я даже не смотрю в сторону унивесальных суперзумов. Зато простенький и дешёвый фикс Canon 50/1.8 принёс кучу радости и удовлетворения. Даже сейчас, эта связка 350d+50/1.8 представляется мне ещё вполне себе боеспособной. Примерно вместе с полтосом появилась накамерная кэноновская TTL вспышка. Компактная, 430-я. Это тоже был очень ценный в плане расширения возможностей шаг. Поначалу репортажные снимки с направленной в потолок или стену головой вспышки производили впечатление чуда. Не верилось, что такой красивый мягкий свет можно получать между делом почти из ничего. Но хотелось большего. И я пошел на курсы, желая освоить принципы студийной съёмки. Это было интересное время, хотя большая часть курса (процентов на 60%) была для меня повторением уже хорошо и давно известного, а в плане связанных с компьютером вещей я мог и фору дать нашему тренеру. Тем не менее это было очень полезно, причём зачастую в совершенно нежданных моментах. Я, например, научился самостоятельно подручными средствами из копеечного материала (пивной картон, из которого подставки для пивных кружек делают) вырезать для оформления фото-отпечатков отличные паспорту. По окончании курсов я обзавёлся собственной зеркалкой Canon EOS 40D и много снимал, в том числе с импульсным светом. Увлечение студийным светом длилось года два, после чего я стал остро ощущать изрядную надуманность и оторванность от жизни большинства таких кадров.
Пара отпускных путешествий позволила дойти до ещё одной простой истины. Зеркалка с парой-тройкой объективов поднимет любой сюжет, но захочешь ли ты поднять свой фоторюкзак день, эдак, на пятый? Вот если б что-то с возможностями зеркалки, но при этом компактное.. Такой попыткой стал Canon G10. Продвинутый компакт с развитой эргономикой, форматом RAW и довольно миниатюрными размерами.
Но маленькой у него была и матрица. Разочарование оформилось довольно быстро. Динамический диапазон резко обрывался уже в неглубоких тенях и камера совершенно не справлялась с контрастными сюжетами. RAW не спасал, файлы были непластичны и не тянулись. G10 без сожаления был продан. Поиски технического идеала в фототехнике продолжились в двух противоречивых направлениях - матрица - больше, а вес и габариты - меньше. Исключительно по первому критерию был приобретен бэушный "пятачок" первой серии: Canon EOS 5D. С ним я познал радость пластичности и глубины полного кадра. Что говорить, фуллфрейм - это песня.
"Пяточок" потихоньку прирастал объективами, тем самым всё настойчивее напоминая весом комплекта о так и не достигнутой фотонирване... Как и многие, я с изрядным скепсисом поначалу относился к продукции новых участников фоторынка, пришедших на него с рынка электроники: Sony, Panasonic, а тем более Samsung. Однако, увидев в магазине Samsung NX 11 по цене "почти даром", решил: понты - ничто, качество картинки - всё. Надо брать! Справедливости ради отмечу, что я к тому моменту уже слышал про серию NX из нескольких фотожурнальных статей и в целом представлял её потенциал. Так я связался с Самсунгами и ни разу об этом пока не пожалел. Компактный корпус и матрица как у большинства зеркалок сразу себя полностью оправдали.
Решился извечный вопрос фотопутешественника "брать или не брать"? Весь мой БЗК-арсенал сейчас, пожалуй,легче "пятачка" с одним телеобъективом. И при этом я никак не ограничен в сюжете! Камерный jpg меня всегда не слишком волновал, т.к. я предпочитаю самостоятельно "проявлять" кадры из RAW'а. Но бывает, камера выдаёт такой jpg, что он оказывается лучше, чем все твои последующие ручные варианты. Поэтому я давно завел расточительное, но не упускающее никаких шансов на удачу правило: снимать в raw+jpg. Оставшиеся после выбраковки, но не вызывавшие желания их "допилить" кадры я оставляю в камерном jpg, а показавшиеся интересными - импортирую в LightRoom из RAW для дальнейшей алхимии. В NX11 не хватало поворотного экрана, с появлением в арсенале NX20 и эта хотелка исполнилась.
Правда, хуже стало с дистанционным управлением: разработчики убрали миниджек, котрый в NX11 прекрасно работал с "электротросиками", а новомодное управление по wifi оказалось так жестко урезано по функционалу, что всерьёз его рассматривать было невозможно. Пришлось взяться за паяльник и соорудить переходник миниджек-микроюэсби. Первый экземпляр глючил, но второй заработал стабильно. Используя радиопульт-интервалометр я с этим переходничком начал было снимать таймлэпсы. Но пыл к этому направлению быстро угас: я ещё раз убедился, что видео мне не слишком интересно, а без устойчивого энтузиазма ничего стоящего тут не сделаешь: от идеи до готового ролика в технике таймлэпс лежат огромные трудозатраты. Это как собирать камушки чуть крупнее песка, что бы выложить мозаику размером с вертолётную площадку. Забудешь зачем начал :)
Через несколько лет я осознал, что даже полноформатную зеркалку достаю из сундука хорошо если раз в год, а все остальное время снимаю NX-ами. Они съездили не в одно путешествие, сходили не в один поход, и зачастую nx20 неделями болталтся в моём рабочем рюкзаке, не слишком напоминая о себе весом, готовый в любой момент помочь мне поймать мгновение. Но однажды nx20 сдуло вместе со штативом типичным питерским ветерком, о котором МЧС постоянно спамит смски. Сам виноват: не повесил на штатив рюкзак для устойчивости. Только чуть отвернулся, порыв - а уже всё неотвратимо подлетает к асфальту. Удалось под занавес продаж выцарапать по хорошей цене NX30.
Теперь он заступил на вахту вместо двадцатки. NX20, впрочем, тоже сначала оклемался. Я заклеил трещины на корпусе и он бодрячком работал, только встроенная вспышка без дополнительной помощи уже не поднималась (но я ей и раньше редко пользовался). Окончательно ушел NX20 геройски. Во время сплава по весенней Мсте. Но это другая история.
Тридцатка же порадовала наконец полноценным управлением по wifi и дополнительным рычажком управления "протяжкой". А вот то, что листать отснятые кадры джойстиком нужно теперь в обратную сторону, реально бесит. Зачем было менять?? До сих пор путаюсь. Да и аккум другого форм-фактора - свинство. Впрочем, я уже привык к этим уродливым гримасам современного маркетинга. В целом же NX30 - безусловно достойное завершение числовой последовательности 10, 11, 20. Внешне камера чуть менее изящная чем предшественницы из-за увеличенных рукоятки и псевдопризмы, но в руке зато теперь сидит просто идеально. Сенсорный экран - лучший возможный способ выбора точки фокусировки, а фокус-пикинг незаменим при работе с неродной мануальной оптикой. Спаянный для 20-ки переходник-тросик, увы, не заработал. Возможно, в 30-ке такой вариант управления вообще не предусмотрен. Но китайские радиосинхранизаторы и мануальная вспышка Yangnuo по прежнему работают.
На nx30 я избавился от iso-фобии, приобретённой на заре цифрофототехники. Если раньше я снимал на ISO "минимум + одна ступень" (теоретически тут должен быть минимум шумов и максимум динамического диапазона), то теперь обычно разрешаю камере подбирать чувствительность самостоятельно, выставляя ISO Auto. Цветной шум почти всегда успешно оказывается убран, а яркостный, если и остаётся заметен, то не так критичен и по структуре настольгически напоминает зерно плёнки. Конечно совсем уж чудес не случается и намного выше 1600 лучше не соваться, но я совсем недавно и 400 то ставил на своих ф/а с опаской.
В общем, спасибо инженерам, создающим такую чудо-технику и тьфу на толпу маркетологов зачастую уродующих и убивающих конечный продукт в угоду прибыли и лицемерным традициям нашего времени.
Самсунг закрыл свой фото-бизнес и развитие NX линейки не предвидится. Но фотоаппарат - не акции на бирже, и прекращение развития линейки не повод поскорее избавляться от NX. Я с удовольствием и сейчас продолжаю снимать самсунгами, доставая зеркальные Кэноны лишь для специальных случаев.